Психология

Зависимость от игр: причины, симптомы и лечение

Весомым моментом в существовании виртуального мира стало внедрение игр, проходивших в режиме реального времени. Это принесло миллиардные прибыли разработчикам электронных гаджетов, но стало психологическим ударом для неготовой психики общества. Кто-то без проблем пользовался необычными играми и дальше продолжал привычную жизнь, а другой человек сутками пропадал за компьютером, забыв о всем остальном. Что такое зависимость от игр и как с ней бороться?

Что это?

Зависимость от игр — это разновидность психологического отклонения. Оно заключается в чрезмерной любви к виртуальным стрелялкам, дракам, гонкам и далее.

В опасной категории развлечений первые места занимают сетевые игры. Как бы это странно ни звучало, но даже слишком длительный игровой процесс мог привести к трагическому концу. Октябрь 2005 года запомнился тем, что на территории Китая умерла несовершеннолетняя девочка. Расследование узнало невероятные подробности происшествия: ребенок несколько суток подряд играл в World of Warcraft, и за это время ни разу не выпил воды и не поел. В ее честь разработчики игры внедрили виртуальные похороны.

Насколько сильно дети и подростки зависят от возможности поиграть на компьютере

Современное молодое поколение в течение дня проводит за компьютером или телефоном не менее 6 часов! Электронные приспособления имеют огромное влияние на неокрепшую детскую психику, и зачастую его увеличивают собственные родители. Основная причина в том, что трудно не поддаться соблазну посадить ребенка у компьютера, а самим спокойно заниматься другими делами. Вот и пользуются многие мамы и папы благами цивилизации, оправдывая себя тем, что лучше ребенок будет дома под присмотром, чем где-то на улице.

Более осведомленные родители занимаются профилактикой зависимости от компьютерных игр у детей. Это более тяжелый путь, но именно он самый правильный — всего лишь надо оптимально распределить свободное время ребенка, определив, когда он будет учится, посещать любимые кружки и заниматься интересующим хобби, а какое время — отдыхать и набираться сил. Правильно мотивированный ребенок, знающий, чем занять свое время и что может заслужить стараниями в учебе, не будет зависеть от количества часов, проведенных за компьютером.

В группу детей, подверженных игровой зависимости от компьютерных игр, попадают заброшенные подростки, которым не хватает внимания со стороны близких людей, закомплексованные или затюканные обществом, и те, кто остро ощущает нехватку чего-либо в реальной жизни. Виртуальные миры дают возможность хотя бы на время забыть о своих проблемах, погрузившись в несуществующую реальность.

Первые признаки игровой зависимости и меры профилактики

Больной ребенок начинает жаловаться на слабость, частые боли и головокружения. Развивающаяся зависимость не оставляет свободного времени на гигиенические процедуры или общение с друзьями. Ребенок отдает предпочтение ноутбуку и телефону, перебиваясь нерегулярными перекусами и отказываясь от другого времяпровождения. При наличии подобных симптомов можно смело говорить о наличии зависимости от компьютерных игр у подростка. Не стоит этого игнорировать!

Для того чтобы уберечь малолетнего игромана от похожей ловушки, необходимо жестко контролировать то время, которое он проводит за компьютером. Ученые давно доказали, что минимум до семилетия лучше не допускать ребенка до виртуальных игр. Если такая изоляция по каким-то причинам невозможна, то желательно наложить ограничения на «интернетовское время» до 30 минут для младшеклассников, и до часа — для более старших классов. Но в этом случае, чтобы не испортить отношения с ребенком, надо предоставить ему подходящую альтернативу, такую как давно интересующую секцию или занятия на платных курсах. Неплохой заменой могут стать семейные игры или общение с друзьями. Почувствовав себя нужным и направив нереализованную энергию в более полезное русло, ребенок не станет погружаться в мир виртуальных развлечений.

Развитие зависимости от игр у взрослых людей. Суть проблемы

Игровая индустрия давно перешла планку детских развлечений. Разработчики, пытаясь увеличить свою аудиторию, приспособили часть виртуальных игр под более привередливые предпочтения взрослых. Их усилия увенчались успехом. Хоть в теории кажется невозможным, что сформировавшийся человек станет попусту тратить свое время, но большинство из них все-таки подсело на «игровую иглу». А это чревато массой проблем.

Почему среди личностей с игровой зависимостью от компьютерных игр так много взрослых, иногда даже пожилых людей? Причины такого явления лежат на поверхности. Виртуальное существование намного проще реальной жизни. Здесь легко реализовывать все свои желания, и любая скромность и заниженная самооценка не могут стать помехой. На компьютерной территории не нужны какие-либо регалии, и поэтому намного проще добиться весомого статуса и завидного положения. Поэтому нереализованная взрослая личность легко попадает под влияние виртуальных перспектив.

Под категорию потенциальных жертв игровой индустрии подпадают люди с минимальным кругозором. Большая часть общества занимается интересными занятиями: читает книги, вяжет, мастерит деревянные подделки и так далее. Им есть чем занять свое свободное время, поэтому они вряд ли обратят внимание на компьютерные игры. Если человек не смог найти занятие, близкое ему по духу, то не удивительно, что он начинает просиживать все больше времени за телефоном и ноутбуком.

Не менее распространенная причина зависимости от игр — недостаток общения. Если у конкретного человека нет привычного круга общения или семьи, он пытается получить недостающее социальное взаимодействие в виртуальных мирах, проходящих в режиме реального времени. Здесь собираются группы игроков, которые обсуждают подробности игрового процесса и новости из реальной жизни.

Причины появления тяги к играм

Некоторые факторы реальной жизни могут способствовать развитию болезненной тяги к играм. Лидирующие позиции занимают определенные черты человеческого характера: нестабильная психика, не полностью сформированный уровень самоконтроля, нереализованные желания в настоящей жизни и так далее.

Следующими можно упомянуть психологические проблемы. К ним относятся различные фобии, патологические состояния тревоги и депрессии. Ступая на просторы виртуального мира, люди с проблемами психики защищают себя от влияния реальной жизни, реализуются и добиваются более стабильного душевного состояния, но весьма на короткое время.

Менее распространенная причина такой зависимости — виртуальные вознаграждения. Многие игры имеют встроенную систему наград за определенные действия, что привлекает людей к продолжению игрового процесса. Получение очередного вознаграждения и ожидание следующего вызывает определенную реакцию в человеческом организме, повышающую концентрацию дофамина (так называемого гормона удовольствия) в крови. Тело привыкает к приятным ощущениям, и в дальнейшем требует повторения дозы. Похожая реакция возникает у начинающих наркоманов, регулярно употребляющих конкретные препараты.

Есть более банальные возможности развития зависимости от игр — неумение распоряжаться своим временем или чересчур сильная увлеченность интернетом.

Стадии развития

Специалисты выявили определенные моменты, которые могут намекнуть окружающим людям о том, что перед ними — одержимый зависимостью от компьютерных игр. Что делать с ним, варьируется от того, в какой стадии пребывает больной. Рассмотрим их подробнее:

  • начальная — человек периодически играет в компьютерные игры, но не придает этому особого значения, и после завершения очередного цикла быстро забывает о них, занимаясь другими делами;
  • увлеченность — возможность поиграть на компьютере становится обязательным ежедневным занятием; если по каким-либо причинам не удается дойти до него, то срезается время на другие необходимые дела, чтобы появился шанс погрузится в очередную игру;
  • пик зависимости — больной играет при малейшей возможности, пренебрегая желанием поесть или удовлетворить другие базовые нужды; на сон он уделяет минимум времени, на гигиену вообще не обращает внимание,а при попытке убрать от него отвлекающий фактор агрессивно кидается, защищая электронный гаджет;
  • угасание привязанности — человек постепенно отходит от своего болезненного увлечения, вспоминая о реальных делах; это весьма шаткая позиция, и при малейшем раздражителе больной может вернутся назад: новая версия игры, проблемы в семье и так далее.

Переход от третьей до четвертой ступеньки может занять как несколько дней, так и пару десятилетий. За этот период времени человек может нанести себе непоправимый вред.

Признаки зависимости от игр

До сих пор не существует конкретного мнения о том, надо ли считать подобную помешанность заболеванием или нет. Но психиатры, состоящие в объединении АРА, не отрицают негативных последствий, возникающих в результате чрезмерной увлеченности виртуальными играми. Это минимальный сон, увольнение с работы, отсутствие личной гигиены и так далее. Поэтому лечение зависимости от игр остается актуальным вопросом.

АРА создали специальный список условий для диагностики состояния человека. Если пациент, попавший к ним на обследование, имеет хотя бы часть признаков, указанных в нем, то он безоговорочно признается игроманом:

  • Мысли пациента полностью заняты играми. Даже занимаясь другими делами, он постоянно ждет свободной минуты чтобы поиграть.
  • Одержимый постоянно мусолит в себе чувство агрессии, беспокойство или тоски, если его отвлекают от игрового процесса или долгое время нет возможности сыграть.
  • Потенциальный игроман регулярно увеличивает время, проводимое за компьютером, и планирует покупку более мощного гаджета.
  • Даже под влиянием тяги к игре человек понимает, что надо меньше времени проводить у компьютера, но не способен себя перебороть.
  • Больной постепенно забывает о других интересах и близком окружении, проводя все больше времени за игровыми процессами.
  • Игроман не может отказаться от своей зависимости, даже когда начинает страдать качество жизни: нерегулярный сон, потеря работы, грядущее финансовое банкротство, конфликты внутри семьи и так далее.
  • Больной человек не говорит правду о количестве времени, проводимом у компьютера, обманывая в меньшую сторону.
  • С помощью игры пациент пытается хотя бы на время забыть о текущих проблемах и мучающих его чувствах.
  • Больной играет, зная что скоро потеряет работу, не будет видеть близких сердцу людей и так далее.
  • Научные доказательства существования подобной тяги

    Документально зафиксирован один любопытный эксперимент. Специалисты учебного заведения Charite собрали учебную группу из 20 человек, которым в течение определенного времени показывали электронные снимки любимых виртуальных развлечений. Они реагировали так же, как алкоголики или наркоманы со стажем при виде любимой дозы.

    Университет Nottingham Trent University имеет в своем арсенале похожее исследование с более широкой аудиторией, насчитывающей 7000 человек. 12% людей отвечали всем требованиям игроманов, 19% из них, являющиеся по совместительству пользователями социальной сети Facebook, обнаружили в себе признаки сильной тяги к играм.

    Но наряду с поклонниками этой теории существуют ее противники. Некоторые ученые думают, что критерии, по которым ищут одержимых компьютерным миром, завышают показатели распространенности этой зависимости. Как доказательство, они приводят тот факт, что симптомы игровой одержимости очень сильно напоминают наркоманов или лудоманов, но уж никак не людей, безумно увлеченных компьютерными играми. То есть можно сделать вывод, что речь идет о болезни.

    Хоть зависимость от игр не признана самостоятельным заболеванием, десятки врачей подтверждают тот факт, что чрезмерное увлечение виртуальным миром может быть опасным для любого человека. В малолетнем возрасте оно может перерасти в умственную или физическую неполноценность, наделять лишними комплексами, а более взрослых людей лишить личной жизни, поставить крест на карьере и наделить сформировавшуюся натуру лишней агрессивностью. Поэтому от близкого круга потенциального игромана зависит его дальнейшее выздоровление, а в более тяжелых случаях рекомендована помощь специалистов.

    Мнение специалистов об игровой зависимости

    Психолог Кристофер Фергюсон считает, что виртуальные развлечения не влияют на качество жизни своих участников. Поэтому феномен зависимости от компьютерных игр в лечении не нуждается. А все эксперименты, показывающие завышенные показатели, основаны на спорных критериях. Джеральд Блок, врач в области психиатрии, другого мнения на этот счет. Он ставит игровую зависимость в один ряд с тягой к продуктам секс-индустрии. Терапевт Стив Поуп поддерживает его, заявляя, что пару часов игры по своему влиянию аналогичны вдыханию небольшой дорожки кокаина. Негативные последствия такого увлечения не поддаются здравому рассудку: больной человек постепенно отказывается от всех связей с близким окружением, не ест или перебивается случайными перекусами, забывает об учебе, становится более агрессивным и так далее. Но его мнение жестко раскритиковали, обвинив в предвзятости без каких-либо весомых поводов.

    Психолог Иванов М. С. имеет свои мысли на этот счет. Он предостерегает от участия в ролевых играх, так как они основаны на привлечении новых людей, их постепенному вхождению в течение игрового процесса, и в результате исчезновению собственной индивидуальности, так как человек начинает ассоциировать себя с виртуальным героем. Основными причинами популярности таких игр являются полное вовлечение в процесс виртуальной жизни с еле заметными признаками азарта. Без помощи профессиональных психологов таким игроманам придется нелегко, так как начинает рушится их личная жизнь, постепенно грызет недовольство собой и тоска от нереализованных желаний, социальное отчуждение от общества и так далее.

    Иванов тоже смог рассмотреть определенные закономерности в развитии игровой зависимости. Он выделил четыре основных момента:

    • легкая увлеченность — привычка к регулярному игровому процессу;
    • сильная привязанность — человек все больше зависит от времени, проводимом за компьютером;
    • максимальная зависимость — больной пренебрегает основными базовыми нуждами в пользу компьютерных игр;
    • небольшая привязанность — любовь к виртуальному миру постепенно идет на спад, и больной человек начинает возвращаться к нормальной жизни.

    Иванов считает, что нашел основную приманку, из-за наличия которой все больше новых игроков попадает в ловушку зависимости. Это возможность уйти от реальности, и прожить другую, более желаемую жизнь, ассоциируя себя с виртуальными героями.

    Личный невролог баронессы, Сьюзен Гринфилд, имеет аналогичное мнение по этому поводу. Она утверждает, что виртуальные развлечения приводят к умственной отсталости, так как регулярно перевозбуждается нервная система. Игроман привыкает к регулярному взвинченному состоянию, организм начинает зависеть от таких реакций, что может привести к появлению деменции. Доказывая свою теорию, она напоминает о множестве современных троллей, которые заполнили Facebook, представляя собой хороший пример умственной деградации молодого поколения. Но ее раскритиковали, и до сих пор не воспринимают всерьез.

    Дуглас Джейнтал заинтересовался этим моментом и провел небольшое исследование. Ему помогла Американская академия педиатров, детально проверившая почти 3 тысячи детей. Результаты этого исследования были неутешительными: один из десяти детей регулярно пребывал в патологических состояниях тревоги и депрессии, снижалось их взаимодействие с обществом и страдала успеваемость в школе. В поисках причины каждого конкретного случая врач постоянно натыкался на наличие зависимости от любимой виртуальной игры у ребенка. То есть ситуация могла бы дойти до предела, если в нее не вмешаться. После лечения зависимости от игр ребенок сам возвращался к нормальной жизни.

    Заболевание или нет?

    Ни в одном официальном документе не содержится информация о признании игровой зависимости настоящим заболеванием. Даже международная классификация заболеваний не принимает такого названия. Но такие попытки предпринимались неоднократно.

    Начиная с 2007 года Американская ассоциация врачей исследовала симптомы игровой зависимости. После всех экспериментов и анализов врачи решили, что зависимость не является самостоятельным заболеванием. Для более конкретного решения вопроса необходимы дополнительные анализы, но полученные на данный момент результаты не дают весомых причин считать игроманию психологическим заболеванием. Хотя многие эксперты считают, что это необходимо.

    По сегодняшний день ведутся споры о том, признавать ли это явление отдельным заболеванием и думать ли о том, как лечить зависимость от игр, или не тратить время попусту, а начинать устранять депрессию и синдром дефицита внимания, которые приводят к таким последствиям.

    Как в других странах пытаются бороться с проблемой

    Несмотря на спорное мнение насчет игровой зависимости, на территории многих стран существуют специальные учреждения, помогающие вылечить или провести специальную профилактику при наличии первых симптомов.

    Реабилитационный английский центр Broadway Lodge открыл новое отделение с узкой специализацией, работающее только с игроманами. Их клиенты разных возрастов, начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми людьми. Корейское министерство культуры поддержало это направление, объявив о начале работы программы Nighttime Shutdown, направленной на борьбу с явлением игровой зависимости. Ее действие основано на контроле за временем, которое проводят геймеры разных уровней у своих компьютеров. Если хакер младше 19 лет, на 6 часов в день ему будут закрывать доступ ко всем играм. У других пользователей, которые злоупотребляют игровыми процессами, постепенно ухудшается скорость интернета, делая невозможным дальнейшее участие в них как минимум до конца текущих суток.

    В 2007 году на территории Китая построили детский реабилитационный лагерь. Его сотрудники собирали малолетних игроманов со всей страны, и 10 дней с ними работал психолог. Не менее популярный способ борьбы — внедрение во многие игры контролирующей программы, которая негативно влияет на виртуальный персонаж, если игра длится дольше трех часов. Министерство Вьетнама планирует введение специальных ограничений — интернет-провайдеры и владельцы игровых заведений должны не допускать игроков к совершению виртуальных действий от 22 часов вечера до наступления 8 утра. Представители министерства успокаивают общество, убеждая что все действия направлены на улучшение морального облика молодого поколения. Социум обнадежили, что скоро не придется думать о зависимости от игр и что делать, если такая беда коснулась членов семьи.

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Закрыть
    Закрыть
    r365 bjb hlf