Сегодня многие родители жалуются, что их ребенок начинает говорить значительно позже сверстников. Если 20 лет назад в норме считалось, что малыш произносит первые слова к году, а к двум годам уже строит простые фразы, то сейчас ситуация иная.
Дело в том, что современные дети развиваются медленнее. Это связано с экологией, стрессами, перенесенными мамой во время беременности, осложнениями при родах. По данным специалистов, хорошо говорят к своему возрасту всего 2-3 ребенка из 10. У остальных те или иные задержки речевого развития.
В статье мы разберем, в каком возрасте должны появляться первые слова и фразы у малыша, когда именно стоит бить тревогу и незамедлительно обращаться к врачам, а также какие простые упражнения помогут избежать проблем с речью в будущем.
Первые слова и фразы в разных возрастах
Как правило, первые слова дети начинают произносить в возрасте около 1 года. Это простые слова, обозначающие близких людей, например «мама», «папа», или часто используемые предметы, такие как «сок», «машина». К 2 годам в активном словаре ребенка должно быть около 50 слов.
«Во сколько начинают говорить дети» — один из самых частых вопросов родителей. К 2 годам у малыша должны появиться простейшие фразы из 2 слов, вроде «дай сок», «на ручки». К 3 годам словарный запас ребенка увеличивается до 300-500 слов, речь становится более связной, появляются простые предложения. К 5 годам ребенок может без труда объяснить, чего он хочет или о чем думает, используя развернутые фразы.
Итак, вкратце динамика речевого развития ребенка выглядит так: в 1 год появляются первые слова, в 2 года — первые фразы из 2 слов, к 3 годам формируется связная речь с использованием простых предложений, к 5 годам ребенок способен выражать свои мысли и желания при помощи сложных предложений. «Когда ребенок начнет говорить» зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, но общие вехи речевого развития таковы.
Когда бить тревогу из-за отсутствия речи
Родители часто волнуются, если их ребенок позже сверстников начинает говорить. Когда же действительно есть повод для беспокойства? «Во сколько начинают говорить дети» — очень распространенный вопрос.
Повод насторожиться есть, если к 2 годам у малыша совсем нет активной речи – он не использует отдельные слова, обозначающие знакомые предметы и действия. К этому возрасту в норме ребенок должен иметь словарный запас из 50-100 слов. Также тревожным сигналом является отсутствие к 3 годам простейших фраз, состоящих из 2-3 слов.
На что еще стоит обратить внимание, если вы подозреваете у ребенка задержку речевого развития:
- Малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, не реагирует, когда его зовут по имени, не выполняет простые просьбы.
- Ребенку сложно сосредоточиться на игрушке, картинке в книжке – внимание быстро переключается, не удается удержать интерес более 1-2 минут.
- Малыш мало интересуется окружающим миром, проявляет минимальную активность при взаимодействии со взрослыми.
Все эти симптомы являются серьезным поводом обратиться к специалистам — неврологу и логопеду. В первую очередь нужно будет провести обследование, чтобы понять причины отставания в развитии речи.
Причины задержки могут быть самые разные — от генетической предрасположенности до перенесенных в раннем возрасте инфекций, травм мозга. В некоторых случаях отставание в речевом развитии связано с нарушением работы центральной нервной системы из-за токсикоза или тяжелых родов у матери.
Своевременное выявление проблем и раннее начало коррекционной работы, как правило, позволяют быстро «запустить» механизмы речеобразования. Если же причины задержки речи вызваны серьезными нарушениями или заболеваниями головного мозга, потребуется длительное и комплексное лечение.
Таким образом, на вопрос «Когда бить тревогу из-за отсутствия речи», можно ответить так: если к 2 годам нет активного использования слов, к 3 годам ребенок не строит элементарные фразы — самое время обратиться к специалистам. Чем раньше будет начата коррекционная работа с малышом, тем больше шансов наверстать упущенное в развитии речи и избежать возможных вторичных нарушений (расстройств поведения, трудностей в общении и обучении в дальнейшем).
Консультации нужных специалистов
«Во сколько начинают говорить дети?» — вопрос, который волнует многих родителей. Если вы заметили отставание в развитии речи ребенка, важно своевременно проконсультироваться со специалистами.
В первую очередь следует записаться на прием к неврологу, чтобы исключить серьезные проблемы со здоровьем. Врач оценит неврологический статус малыша, назначит необходимое обследование, и, если необходимо, подберет медикаментозное лечение.
Другим важным специалистом является детский логопед. Он поможет определить уровень сформированности всех компонентов речевой системы: фонематического восприятия, активного и пассивного словарного запаса, грамматического строя речи.
Логопед подберет эффективную программу занятий, направленную на развитие отстающих звеньев речевой функции. Это могут быть упражнения для расширения словаря, формирования грамматически правильной фразовой речи, коррекции звукопроизношения.
На начальном этапе логопед консультирует и обучает родителей, как заниматься с ребенком дома. Комплексное воздействие на проблему — занятия с логопедом и ежедневные домашние упражнения — дают возможность быстрее достичь положительной динамики.
В некоторых случаях продуктивно проконсультироваться и с детским психологом. Эмоциональные проблемы, тревожность, сложности адаптации в коллективе могут косвенно влиять на речевое развитие малыша. Психолог поможет составить эффективную программу занятий по преодолению подобных нарушений.
Таким образом, при задержке речевого развития ребенка важно получить консультации таких врачей как невролог, логопед, возможно и детский психолог. Только комплексный подход, учитывающий все стороны проблемы, поможет «запустить» речеобразование и добиться стойкого положительного эффекта в короткие сроки.
Упражнения для профилактики проблем с речью
Чтобы избежать проблем с речевым развитием ребенка, очень важно с самого раннего возраста выполнять специальные упражнения.
В первую очередь нужно стимулировать движения мелкой моторики. Массаж и растирание пальчиков, игры с крупой, бусинками, мелкими игрушками — все это готовит руку малыша к овладению речью.
Огромную роль на начальном этапе играет развитие речевого дыхания и продолжительности выдоха. Для этой цели подойдут игры с мыльными пузырями, свистки, дудочки, «фокусы» со сдуванием мелких бумажных предметов с ладони.
Не менее важная задача — тренировка артикуляционного аппарата, подготовка языка, губ к правильному произнесению всех звуков речи. Хороши упражнения перед зеркалом — высовывание языка, «поцелуи», имитация звуков животных.
Полезно в игровой форме повторять с ребенком определенные слоги и звукосочетания. Начать с простого: «ба-ба», «ма-ма», постепенно усложняя: «та-то», «па-по». Так активизируется речевой аппарат.
Большое значение имеет расширение пассивного словаря и ознакомление ребенка со свойствами и назначением различных предметов, явлений. В ходе прогулок, игр называйте все окружающее, задавайте вопросы, стимулируя ответную реакцию.
И наконец, очень важно ежедневно читать малышу вслух — так расширяется его словарный запас, развивается понимание речи. Параллельно можно показывать в книжках картинки, задавая вопрос: «Кто это?», «Что делает?».
Таким образом, выполняя несложные упражнения и задания с 6-7 месяцев, можно заранее подготовить ребенка к полноценному речевому развитию, минимизировав риск возникновения проблем в этой сфере.
5 лет — не выговаривает звук Р
К 5 годам большинство звуков уже должны произноситься правильно. Однако с наиболее сложными для артикуляции звуками [Р] и [Л] нередко возникают проблемы.
Звук [Р] относится к группе дрожащих, для его правильного произнесения необходима четкая координация движений языка и мышц мягкого неба. У многих детей артикуляционный уклад этого звука формируется не сразу.
Причинами дефектного произнесения [Р] могут быть: слабость мышц языка и губ; вялость мягкого неба; короткая уздечка языка. В таких случаях требуется комплекс воздействий — массаж, специальные упражнения, постановка звука логопедом.
Что делать, если в 5 лет ребенок все еще не выговаривает [Р]? Во-первых, нужно исключить органические причины — обратиться к лор-врачу, проверить слух.
Далее необходимы консультации логопеда, обследование речи и постановка неправильно произносимых звуков. Сначала отрабатывается умение произвольно изолированно «вызывать» дрожание языка — проговаривание звука [Р]. Затем он вводится в слоги, слова.
Параллельно дома следует выполнять рекомендованные логопедом артикуляционные упражнения, заниматься с ребенком по специальным методикам. Такой комплексный подход обычно быстро исправляет дефекты звукопроизношения.
Таким образом, 5 лет — вполне подходящий возраст для коррекции проблем со звуком [Р]. Главное — вовремя обратиться к специалистам и регулярно заниматься дома по рекомендациям логопеда.
Причины заикания у детей
Родителей часто волнует вопрос: «Во сколько начинают говорить дети и почему они могут начать заикаться?» Действительно, одной из распространенных проблем в раннем возрасте является заикание.
Основной причиной развития заикания является так называемый «логоневроз». Он возникает, когда ребенок, ранее молчаливый, в возрасте 2-4 лет начинает активно говорить, но еще не владеет речевыми навыками.
В голове малыша уже много информации, которой он хочет поделиться со взрослыми. Но объем активного словаря еще невелик, фразовая речь только начинает формироваться. Это приводит к сбоям в речевой координации и заиканию.
Другим фактором может стать перенесенное ранее речевое расстройство, например дизартрия или алалия. Нарушения артикуляции при этих состояниях также способны спровоцировать развитие заикания при активном речевом развитии.
Иногда заикание провоцируется подражанием речи близкого человека с такой же проблемой. В случаях невротического или психогенного заикания причиной являются перенесенный стресс, психотравма.
Таким образом, заикание может быть следствием как физиологической незрелости речевых навыков, так и результатом перенесенных психоэмоциональных травм. Своевременное обращение к специалистам поможет определить и устранить конкретную причину.
Влияние двуязычия на развитие речи
Многие опасаются, что ребенок, слышащий речь на разных языках, может путаться, позже начать говорить из-за перегрузки информацией. Однако на самом деле двуязычные дети в среднем начинают говорить в том же возрасте, что и их сверстники.
Первые слова появляются около года, первые фразы — к двум годам. При условии грамотного подхода к двуязычию на развитие ребенка это никак не сказывается.
Чтобы избежать путаницы, важно придерживаться нескольких правил. Каждый родитель разговаривает со своим ребенком только на «своем» языке с самого раннего возраста.
Также в обиходе выделяется время для каждого из используемых в семье языков. Это позволяет малышу постепенно накапливать словарный запас и осваивать грамматические конструкции для каждого языка по отдельности.
Еще одно важное правило — избегать прямого перевода и смешивания лексики разных языков в речи. Следуя этим простым рекомендациям при двуязычном воспитании, можно минимизировать возможность возникновения проблем в речевом развитии малыша.
Короткая уздечка языка и нарушения речи
Короткая уздечка языка — это врожденная анатомическая особенность, при которой укорочена уздечка под языком. Это может приводить к ограничению подвижности языка и влиять на формирование речи у ребенка. Когда ребенок начинает говорить предложениями
Укороченная уздечка языка диагностируется у 15-25% детей. Основные признаки: язык при высовывании имеет форму «лопаты», не может дотянуться до верхней губы, при этом кончик языка заворачивается книзу. Ребенку трудно открывать рот широко, высовывать язык далеко наружу.
Из-за ограниченной подвижности языка у детей возникают проблемы с произнесением многих звуков, особенно шипящих и свистящих. При короткой уздечке затруднено жевание, ребенок плохо пережевывает пищу. Соответственно, если у ребенка есть проблемы с речью, например поздно заговорил, нечетко произносит слова, заикается, рекомендуется проверить подвижность языка и при необходимости подрезать уздечку.
Оптимальный возраст для этой несложной хирургической операции — 2-4 года, когда ребенок начинает говорить предложениями. Чем раньше будет подрезана уздечка, тем быстрее и легче ребенок научится говорить правильно. Если подрезать уздечку позже, уже сформировавшимся неправильным произношением придется долго заниматься. Поэтому при любых подозрениях на проблемы с подвижностью языка лучше обратиться к врачу как можно раньше.
Логопедический детский сад — за и против
Логопедические группы в детских садах созданы специально для детей с нарушениями речи и проблемами в развитии. Там проводится целенаправленная коррекционная работа, чтобы как можно раньше исправить имеющиеся отклонения. Родителям часто бывает сложно решить, отдавать ли ребенка в обычный или в логопедический сад. Давайте разберем основные аргументы за и против.
Преимущества логопедического детского сада:
- Больше времени уделяется развитию речи. Логопеды работают с детьми ежедневно, проводя индивидуальные и групповые занятия.
- В группе меньше детей (10-12 человек), поэтому к каждому больше внимания.
- Дети объединены по схожим проблемам в речи, это создает благоприятную среду.
- Комплексный подход — занятия с логопедом, дефектологом, психологом.
- Профессиональная помощь в сложный период, когда ребенок начинает говорить.
Недостатки и опасения:
- Риск перенять дефекты речи у других детей.
- Отсутствие «правильной» речевой среды.
- Нервное напряжение из-за большого объема коррекционных занятий.
- Сложнее адаптироваться при переходе в массовую школу.
Многие опасения родителей не имеют достаточных оснований. Во-первых, в логопедических группах детей объединяют по сходному дефекту речи. Например, дети с дизартрией, или с общим недоразвитием речи. Это специально делается, чтобы они не перенимали чужие дефекты.
Во-вторых, в группе присутствуют и нормально говорящие дети, которые создают благоприятную речевую среду. К тому же помимо логопеда с детьми занимаются воспитатели с правильной речью.
Что касается перегрузки, опытные логопеды следят, чтобы занятия проходили в игровой форме, а длительность и интенсивность соответствовали возрасту. Поэтому находясь в логопедической группе ребенок не испытывает сильного стресса.
Таким образом, плюсов в логопедическом детском саду значительно больше, чем минусов. Если у ребенка есть серьезные проблемы с речью в возрасте 3-4 лет, когда он только начинает говорить, логопедический сад с высокой вероятностью поможет исправить эти нарушения.
Как помочь ребенку заговорить
Обычно первые слова появляются после года, а к двум годам дети говорят простые фразы. Если к этому возрасту проблемы с речью сохраняются, стоит принять меры.
После консультации невролога и исключения органических причин, можно приступать к занятиям дома. Вот основные направления работы с «молчунами»:
1. Развиваем понимание речи
Читайте ребенку книжки, комментируйте совместные действия, задавайте простые вопросы, побуждайте выполнять инструкции.
2. Формируем предречевые навыки
Развиваем подражание: звукам, движениям. Тренируем речевой аппарат дыхательными упражнениями, гимнастикой для губ и языка.
3. Активизируем речевые зоны мозга
Стимулируем кончики пальцев, проводим логопедический массаж, занимаемся пальчиковой гимнастикой, лепкой, рисованием.
4. Развиваем фонематический слух
Учим различать сходные по звучанию слова, определять количество слогов.
5. Формируем активный словарь
Начинаем с простых слов — мама, папа, дай. Постепенно вводим слова по темам: игрушки, одежда, животные. Используем картинки.
Если к 3-4 годам, когда ребенок должен начинать говорить предложениями, серьезные проблемы не исправляются, нужно обратиться к специалистам — логопеду, дефектологу. В логопедических группах и детских садах проводится эффективная коррекционная работа с «молчунами».
Таким образом, чтобы помочь ребенку заговорить вовремя, нужны терпение, внимание и забота. При регулярных домашних занятиях по этим направлениям можно добиться хороших результатов. А если проблема оказалась серьезнее, своевременное обращение к специалистам позволит скорректировать имеющиеся нарушения речи.
Источник: fb.ru