Медицинские услуги, оказываемые в частном порядке, крайне распространены. Иногда у пациентов возникают претензии по поводу некачественного оказания услуги. Закономерно возникает вопрос: а как понять, действительно ли услуга была оказана без надлежащего качества или это субъективное ощущение? И можно ли вернуть потраченные деньги?
«Как гласит федеральный закон, “врач обязан оказать помощь своим пациентам”, но бывает, на приеме мы сталкиваемся с тем, что специалисты ведут себя халатно, безучастно и в некоторых случаях просто грубо. Что делать в ситуации, когда врач совершенно не желает выполнять свою работу?» — комментирует адвокат Наталия Иванникова.
Специалист отмечает: если уровень некорректного поведения врача зашкаливает, в первую очередь стоит обратиться к главному врачу медицинского учреждения. Жалобу лучше подавать в письменном виде. Ответ на нее должен поступить по закону в течение 30 дней. «В жалобе необходимо конкретно сформулировать свои пожелания. Например, чтобы врач принес личные извинения или чтобы ему сделали выговор. Если врач часто хамит, его могут уволить», — поясняет Иванникова.
Также можно пожаловаться в территориальный отдел Росздравнадзора, говорит специалист. Он контролирует деятельность медучреждений в регионе. Что удобно, это можно сделать через интернет-приемную. Кроме того, можно обратиться напрямую в Министерство здравоохранения письменно или через сайт ведомства. В инструкции рассмотрения обращений граждан в Минздрав можно посмотреть перечень вопросов, которыми он занимается. «В таком случае можно добиться того, что этот врач или другой специалист уже более детально и внимательно подойдет к вашей проблеме и, скорее всего, решение будет найдено», — отмечает Наталия Иванникова.
Что делать, если врач был внимателен, вежлив, но все равно допустил ошибку в работе, поставил неверный диагноз?
Давайте разберемся, какую медицинскую услугу можно действительно назвать некачественной. Ситуаций, когда медицинская услуга может быть оказана некачественно, огромное количество, говорит Иванникова.
Самые популярные из них:
- халатное отношение со стороны врачей, результатом которого стало причинение вреда здоровью пациента;
- неоконченное лечение;
- некачественное оказание услуг;
- нарушение условий положений договора на предоставление медицинских услуг;
- бездействие врачей в ситуации, когда пациент нуждался в медицинской помощи.
«А самое печальное, что в нашем законодательстве четко не прописано определение врачебной ошибки. В связи с этим медицинские споры, предметом которых является врачебная ошибка, сложны в рассмотрении и без помощи специалиста вряд ли разрешимы в пользу потерпевшего лица», — предупреждает Наталия Иванникова.
Как же вернуть деньги за услугу, не оказанную должным образом?
В такой ситуации, советует юрист, есть определенная инструкция.
Первый шаг: определить вид оказанных медицинских услуг.
Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.
Второй шаг: выставить требования медицинской организации
Необходимо подать заявление с требованием возместить расходы на лечение. Кроме того, можно запросить уменьшение стоимости обслуживания, повторного оказания услуги, устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания и т.д.
Третий шаг: Готовим претензию в адрес медицинской организации
Если ваше заявление осталось без ответа, нужно переходить к плану «Б». Составляем претензию, в которой обязательно указываем сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение, информацию об обстоятельствах лечения, суть требований — возмещение ущерба.
Четвёртый шаг: составляем исковое заявление
А если уж и на претензию вы получили отказ от медицинского учреждения, тогда вам одна дорога — в суд. В этом случае я рекомендую обратиться к грамотному юристу, который поможет вам составить заявление.
Можно ли вообще привлечь врача к ответственности за халатное отношение или неправильную постановку диагноза?
Юридически работа доктора выражается в оказании услуги пациенту. Есть определенная специфика, заключающаяся в том, что возникают сложности с проверкой услуги на качество, говорит Иванникова. Например, когда мы делаем заказ в цветочном магазине, в ателье или где-то еще, нам просто проверить конечный результат — если соответствует фото, эскизам или заявленным условиям, значит, все хорошо. Качество подтверждено.
А вот как объективно оценить работу врача или иного специалиста из сферы медицины? Чтобы доказать, что вред, за который может последовать ответственность для медика, был нанесен именно им, следует учитывать три нюанса:
Однако стоит понимать, что нередко с доказательствами в плане этих обстоятельств бывает сложно даже в суде.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда врач бездействовал, вел себя на приёме халатно, допустил серьёзную ошибку в лечении или постановке диагноза, ни в коем случае нельзя бездействовать или надеяться, что ситуация выправится сама собой. В первую очередь надо найти общий язык с врачом, допустившим ошибку, главным врачом или руководством медицинского учреждения. Если вариант договориться отсутствует, тогда необходимо выбирать грамотного специалиста и обращаться в суд, ведь медицина очень субъективна, и чтобы отстоять свою точку зрения, потребуется действительно грамотный адвокат, резюмирует Наталия Иванникова.
Источник: aif.ru