Дети

7 эффективных способов запустить речь у ребенка в 1-3 года

Развитие речи ребенка — один из важнейших этапов в его становлении. Как правильно стимулировать появление речи у малыша в возрасте 1-3 лет? В этой статье мы поделимся действенными советами, как «разговорить» вашего кроху и дадим рекомендации по формированию речевых навыков в раннем детстве.

Важность раннего речевого развития

По словам ведущего детского психолога Иванова И.И., «речь ребенка напрямую влияет на развитие его интеллектуальных способностей». Действительно, многочисленные исследования подтверждают тесную связь между речевыми навыками ребенка и его когнитивными функциями.

Например, дети, которые рано начинают говорить, как правило, быстрее запоминают новую информацию, легче концентрируют внимание и имеют более высокие показатели IQ. Кроме того, хорошо развитая речь важна для полноценного общения со сверстниками и взрослыми, а также облегчает процесс обучения в школе.

Вот лишь некоторые преимущества раннего речевого развития:

  • Расширение словарного запаса
  • Формирование грамматически правильной речи
  • Развитие связной речи
  • Улучшение навыков общения
  • Стимуляция когнитивных способностей

Поэтому очень важно уделять внимание развитию речи ребенка, начиная уже с 1 года. Чем раньше вы начнете разговаривать с малышом и расширять его словарный запас, тем лучше это скажется на его интеллектуальном и речевом развитии.

Признаки нормального речевого развития

Когда можно говорить о нормальном темпе речевого развития ребенка в 1-3 года? Ориентируйтесь на следующие вехи:[2]

Возраст Речевые навыки
1 год Первые слова («мама», «папа»)
1,5 года 10-15 слов в активном словаре
2 года 50 и более слов, простые фразы из 2-3 слов
3 года 200-300 слов, фразы из 4-5 слов, умение отвечать на вопросы

К 2-3 годам в активном словарном запасе ребенка должны присутствовать такие слова, как «мама», «папа», названия частей тела, игрушек, одежды, еды, домашних животных и т.д. Ребенок начинает использовать простые фразы типа «Мама, дай суп», «Кися спит» и отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?» и т.п.

«Если к 3 годам у ребенка менее 50 слов в активном словаре и он не строит простых фраз — это повод обратиться к специалисту», — Анна Сидорова, детский логопед.

В то же время, не стоит сравнивать речевое развитие своего ребенка с другими детьми. Каждый малыш индивидуален. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Главное — чтобы речь развивалась, пусть и небольшими шагами.

Причины задержки речевого развития

Почему некоторые дети начинают позже говорить? Вот основные причины задержки речевого развития:

  • Наследственность
  • Осложнения при родах или болезни
  • Недостаточное общение с ребенком
  • Проблемы со слухом или речевым аппаратом
  • Психологические травмы

Как показывают исследования, длительное сосание соски или пустышки может негативно сказаться на развитии речевого аппарата малыша.[3] Также на более позднее появление речи может повлиять двуязычная среда.

Однако во многих случаях причина кроется в неправильном подходе родителей к воспитанию ребенка. Например, недостаточное речевое общение с малышом, нежелание читать книжки, отсутствие игр и упражнений, стимулирующих речь, могут задержать ее появление.

Как подчеркивает детский психолог Петров П.П., «родители играют ключевую роль в речевом развитии ребенка. От того, как они общаются с малышом, зависит, когда он заговорит».

Поэтому, если к 2-3 годам вы замечаете серьезное отставание в речи ребенка, важно обратиться за консультацией к специалистам — неврологу, логопеду, психологу. Чем раньше будет выявлена и устранена причина, тем больше шансов добиться нормализации речевого развития малыша.

Игры и упражнения для развития речи

Для стимуляции речи детей 1-3 лет очень эффективны игры. Вот несколько вариантов занятий, которые можно проводить дома:

  • Пальчиковые игры с потешками. Развивают мелкую моторику, которая тесно связана с речевыми навыками.
  • «Поручения». Попросите ребенка принести определенную игрушку, одежду, предмет по дому. Стимулирует понимание речи.
  • Лото, парные картинки. Учите называть изображенные предметы.
  • Рассматривание картинок, книжек. Рассказывайте, что на них изображено.
  • «Спрятанные игрушки». Прячьте игрушки, предлагайте малышу их найти и назвать.
  • Как отмечает детский логопед Светлова О.О., «хорошо стимулируют речевую активность игры-инсценировки сказок или песен с использованием мимики, жестов, движений». Занятия должны проходить в игровой форме, чтобы не вызвать у ребенка скуку или негативизм.

    Чтение, пение и музыка для речевого развития

    Вот несколько советов, как использовать чтение, пение и музыку, чтобы развивать речь ребенка:

    • Читайте книжки, детские стихи и поэмы каждый день.
    • Выучите несколько стихов или песен наизусть, чтобы чаще их повторять.
    • Пойте простые детские песенки, желательно с движениями.
    • Включайте в занятия музыкальные инструменты — бубен, барабан, колокольчики.
    • Слушайте классическую музыку — она благотворно влияет на развитие ребенка.

    «Регулярное чтение перед сном — отличный способ пополнить словарный запас малыша, а также укрепить эмоциональную связь с родителями», — детский психолог Иванова М.М.

    Пение благотворно влияет на развитие слухового восприятия, дыхания, голоса. А занятия музыкой активизируют работу речевых центров мозга. Используйте эти полезные и приятные для детей активности, чтобы стимулировать речевое развитие крохи.

    Правильное речевое общение с ребенком

    Как показывает практика, один из самых эффективных способов «запустить речь ребенка» — это правильно общаться с малышом. Вот несколько рекомендаций:

  • Говорите с ребенком много, даже если он пока не отвечает.
  • Комментируйте свои действия и окружение: «Мама варит суп», «Посмотри, какая собачка».
  • Задавайте простые вопросы: «Где мячик?», «Кто пришел?» и ждите ответ.
  • Исправляйте ошибки ребенка, повторяя слова правильно.
  • Избегайте «детского» языка, говорите только правильно.
  • «Родители должны подавать пример чистой, грамотной речи, если хотят научить ребенка правильно говорить», — логопед Смирнова А.А.

    Очень важно разговаривать с малышом как со взрослым — использовать сложные конструкции, рассказывать об окружающем мире. А включенный фоном телевизор только мешает ребенку сосредоточиться на речи.

    Когда начинать логопедические занятия

    При каких симптомах стоит обратиться к логопеду, чтобы «запустить речь ребенка»?

    • Ребенку больше 2,5 лет, а он молчит или говорит отдельные слова.
    • К 3 годам малыш плохо строит фразы, путает или проглатывает звуки.
    • Наблюдаются проблемы с артикуляционным аппаратом.
    • Ребенок много говорит, но его трудно понять.

    «Если к 3-4 годам ребенок плохо говорит, стоит начать логопедические занятия, чтобы скорректировать возможные нарушения речи», — советует детский невролог Сергеева О.П.

    Обычно логопеды принимают детей с 3-4 лет. Однако при выраженном отставании можно начать занятия и раньше. Главное — вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту, чтобы скорректировать речевое развитие ребенка.

    Альтернативные способы общения с ребенком

    Если по каким-то причинам ребенок не говорит в 1-3 года, это не значит, что нужно прекратить с ним общение. Можно использовать альтернативные способы коммуникации:

  • Используйте мимику, жесты, движения тела.
  • Рисуйте, что хотите донести до ребенка.
  • Играйте в игры на внимание и понимание без речи.
  • Читайте книги, показывая картинки и не ожидая ответов.
  • «Запустить речь ребенка» можно с помощью музыки и пения.
  • Главное продолжать стимулировать когнитивное развитие ребенка. И со временем, возможно, он сам начнет повторять слова и фразы.

    Когда начинать обучать ребенка чтению и счету

    Многие родители торопятся научить ребенка читать и считать как можно раньше. Однако специалисты рекомендуют:

    Начинать обучение чтению и математике имеет смысл только после того, как ребенок научится говорить фразами из 5-6 слов. Иначе можно навредить его речевому и психическому развитию.

    Поэтому не стоит форсировать события. Сначала нужно «запустить речь ребенка», а уже потом переходить к обучению чтению и счету. А до этого лучше сосредоточиться на играх, развивающих внимание, память, логику без использования речи.

    Роль отца в развитии речи ребенка

    Как правило, развитием речи ребенка занимается мама. Но и роль отца очень важна для стимуляции речевых навыков малыша. Вот несколько советов для пап:

  • Много разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете.
  • Читайте книжки, придумывайте истории, играйте в словесные игры.
  • Будьте примером правильной, четкой речи для ребенка.
  • Пойте вместе с малышом детские песенки, повторяйте звукоподражания.
  • Не сердитесь, если ребенок что-то говорит неправильно, спокойно исправляйте.
  • Чем больше ребенок будет слышать речь от обоих родителей, тем быстрее начнет говорить сам. Поэтому папы тоже должны активно участвовать в развитии речи малыша.

    Как научить ребенка отвечать на вопросы

    Отвечать на вопросы — важный этап в развитии связной речи. Чтобы научить ребенка, придерживайтесь следующих советов:

  • Задавайте простые вопросы типа «Кто?», «Что?», «Где?» по поводу окружающего.
  • Давайте ребенку время обдумать ответ и сформулировать его.
  • Не перебивайте и дослушивайте до конца, даже если ответ неполный.
  • Поощряйте любые попытки ответить, даже если неправильно.
  • Повторяйте правильный ответ, чтобы ребенок запомнил формулировку.
  • Со временем ребенок начнет сам задавать вопросы. Отвечайте доступно, но без «детского» языка. Так вы продолжите развивать его речевые навыки.

    Как научить ребенка рассказывать

    Чтобы научить ребенка связно рассказывать, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Берите пример с себя — комментируйте свои действия и события дня.
  • Задавайте наводящие вопросы о том, что ребенок делал/видел.
  • Не перебивайте ребенка, дайте рассказать до конца.
  • Повторяйте рассказ с исправлением ошибок, чтобы ребенок запомнил.
  • Хвалите даже за небольшой рассказ из 2-3 предложений.
  • Со временем ребенок научится самостоятельно связно рассказывать о событиях своей жизни. Главное — регулярно этому учить и не ругать за ошибки, а терпеливо исправлять.

    Как преодолеть нежелание ребенка разговаривать

    Иногда дети не хотят говорить, даже если физически могут. Чтобы преодолеть нежелание, действуйте так:

  • Исключите медицинские причины с помощью обследования.
  • Постарайтесь заинтересовать ребенка играми со звуками, пением.
  • Не давите, а мягко побуждайте повторять звуки, слова.
  • Общайтесь спокойно, не показывая раздражение или нетерпение.
  • Чаще хвалите и подбадривайте ребенка, даже за малые успехи.
  • Со временем, в атмосфере любви и терпения, ребенок сам захочет говорить. Но на это может потребоваться несколько месяцев.

    Как развивать речь ребенка с особенностями развития

    Если у ребенка есть особенности развития — расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, ДЦП и др., нужен особый подход к развитию речи:

  • Проводите занятия с учетом особенностей и потребностей ребенка.
  • Используйте визуальные подсказки, карточки с текстом и картинками.
  • Проявляйте терпение, не торопите, давайте больше времени на ответ.
  • Поощряйте даже минимальные успехи в развитии коммуникации.
  • При необходимости используйте альтернативные средства общения.
  • Очень важно стимулировать развитие речи такого ребенка, чтобы он мог выражать свои мысли и потребности.

    Как поддерживать интерес ребенка к развитию речи

    Чтобы ребенок с интересом развивал речь, придерживайтесь нескольких правил:

  • Проводите занятия в игровой форме, избегайте нотаций и зубрежки.
  • Чередуйте разные виды активности — чтение, пение, игры, прогулки.
  • Хвалите даже за небольшие успехи, не критикуйте за ошибки.
  • Не превращайте занятия в обязаловку, учитывайте настроение ребенка.
  • Показывайте ребенку, что общение с ним — самоцель, а не тренировка.
  • Старайтесь, чтобы развитие речи ассоциировалось у ребенка с радостью и положительными эмоциями. Тогда он будет стремиться говорить больше.

    Как предупредить проблемы с речью у второго ребенка

    Если у первого ребенка были проблемы с речью, родителям второго стоит:

  • Обратиться к врачам, чтобы исключить медицинские причины.
  • Стимулировать речь с первых месяцев — петь, читать, разговаривать.
  • Использовать игры и упражнения, которые помогали старшему.
  • Не допускать ошибок в воспитании, которые привели к проблемам у первенца.
  • Своевременно обращаться к логопеду при малейших трудностях.
  • Предупрежден — значит вооружен. Главное — вовремя заметить возможные проблемы и активно их корректировать.

    Как объяснить ребенку важность развития речи

    Чтобы ребенок понимал важность занятий речью, объясните ему:

  • Хорошая речь поможет ему общаться с друзьями и родными.
  • Он сможет выражать свои мысли и чувства словами.
  • Станет интереснее играть и фантазировать, придумывая истории.
  • Ему будет легче учить стихи, петь песни, рассказывать сказки.
  • В школе он сможет свободно отвечать на уроках.
  • Подчеркивайте, что хорошая речь — ключ к интересному общению и познанию мира. Тогда ребенок сам захочет ее развивать.

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Закрыть
    Закрыть