Гиперактивность у детей — распространенное явление в наши дни. Как определить, гиперактивен ли ваш ребенок? Как правильно общаться с таким ребенком? Что делать родителям и как себя вести? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
1. Основные характеристики гиперактивного ребенка
Гиперактивность — это повышенная двигательная активность ребенка, сочетающаяся с расторможенностью, невнимательностью и импульсивностью поведения. Такие дети не могут усидеть на месте, постоянно ерзают, вскакивают. Им сложно сконцентрироваться на чем-то одном.
Внешние проявления гиперактивности:
- Постоянные движения руками и ногами
- Вертится на стуле во время урока
- Не может высидеть и 5 минут спокойно
- Отвлекается на любые раздражители
- Действует импульсивно, не обдумывая
Такое поведение проявляется обычно в возрасте до 7 лет. Мальчики страдают гиперактивностью чаще, чем девочки. Уровень интеллекта при этом не снижен.
2. Причины возникновения гиперактивности
К основным причинам относят:
У детей с гиперактивностью отмечено нарушение работы ЦНС и нейромедиаторных систем мозга, отвечающих за регуляцию двигательной активности и внимания.
3. Диагностика гиперактивности
Диагноз гиперактивности или СДВГ ставит детский психиатр или невролог на основании жалоб, анамнеза и наблюдения за поведением ребенка. Дополнительно могут назначаться анализы:
ЭЭГ | Электроэнцефалография |
ЭХО-ЭГ | Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга |
Диагноз ставится, если у ребенка наблюдается более 6 симптомов гиперактивности, сохраняющихся более 6 месяцев.
Среди основных симптомов:
- Невнимательность и забывчивость
- Гиперактивность, суетливость
- Импульсивные действия
- Плохая переключаемость с одного занятия на другое
Как себя вести с гиперактивным ребенком? Во-первых, нужно запастись терпением и пониманием. Такой ребенок не всегда может контролировать свои действия. Во-вторых, важно придерживаться некоторых правил при общении.
Как себя вести с гиперактивным ребенком? Во-первых, нужно запастись терпением и пониманием. Такой ребенок не всегда может контролировать свои действия. Во-вторых, важно придерживаться некоторых правил при общении.
4. Рекомендации для родителей по общению
При разговоре с гиперактивным ребенком родителям стоит:
- Говорить спокойным тоном, без раздражения
- Давать короткие и понятные инструкции
- Помогать сосредоточиться на задании
- Хвалить за усилия и старания
Также важно организовать режим дня и придерживаться распорядка. Установите время для занятий, игр, прогулок. Заранее предупреждайте о переключении с одного вида деятельности на другой.
5. Физические нагрузки
Гиперактивному ребенку необходимы физические нагрузки, чтобы выплескивать избыточную энергию. Полезны бег, плавание, спортивные игры, велосипорт. Активные игры помогут развивать выносливость и координацию.
6. Творческие занятия
Творчество благотворно влияет на гиперактивных детей, развивает воображение и моторику. Рекомендуется рисование, лепка, конструирование. Важно поощрять ребенка за старания и не критиковать результат.
7. Дисциплинарные методы
При дисциплинировании гиперактивного ребенка важно избегать повышенного тона и громкости. Лучше использовать систему поощрений за хорошее поведение. Можно завести копилку жетонов или звездочек, которые потом обмениваются на награду.
Также будут полезны игры с правилами. Они учат следовать инструкциям и контролировать свои импульсы. При нарушении правил следует легкое наказание без криков.
Как себя вести с гиперактивным ребенком? Нужно проявлять терпение и последовательность. Придерживаться режима дня и занятий. Стимулировать ребенка через похвалы и интересные задания.
Как себя вести с гиперактивным ребенком? Нужно проявлять терпение и последовательность. Придерживаться режима дня и занятий. Стимулировать ребенка через похвалы и интересные задания.
8. Особенности обучения
Гиперактивным детям сложно учиться в обычной школе из-за проблем с концентрацией внимания. Им трудно усидеть на уроках, слушать учителя, выполнять задания.
В таком случае нужно выбрать школу с программой коррекции. Там меньше учеников в классе, используются специальные методики и подходы к обучению.
9. Помощь в учебе
Дома родители должны помогать гиперактивному ребенку с уроками:
- Следить за выполнением заданий
- Объяснять непонятные моменты
- Проверять дневник и подготовку к урокам
Полезно завести еженедельник и отмечать в нем выполненные задания и оценки.
10. Развитие навыков общения
Из-за импульсивности гиперактивным детям сложно заводить друзей и строить отношения. Важно развивать коммуникативные навыки:
- Объяснять правила общения
- Анализировать конфликты
- Поощрять игры с другими детьми
11. Коррекция поведения
Для исправления возможных поведенческих отклонений гиперактивному ребенку нужна помощь психолога. Специалист поработает над:
- Развитием самоконтроля и рефлексии
- Снижением импульсивности
- Преодолением тревожности
Для исправления возможных поведенческих отклонений гиперактивному ребенку нужна помощь психолога. Специалист поработает над:
- Развитием самоконтроля и рефлексии
- Снижением импульсивности
- Преодолением тревожности
12. Роль отца
Отцы играют важную роль в воспитании гиперактивного ребенка. Они могут:
- Устраивать активный досуг — походы, рыбалка, спорт
- Развивать мужские качества — силу, ловкость, смелость
- Быть примером в вопросах дисциплины и самоконтроля
13. Роль матери
Матери должны проявлять любовь и заботу по отношению к гиперактивному ребенку. Важно:
- Терпеливо и с любовью объяснять правила поведения
- Поощрять даже небольшие успехи
- Проводить с ребенком спокойные занятия
14. Преимущества гиперактивных детей
У гиперактивных детей есть и положительные качества, которые стоит развивать:
- Яркая личность, креативность
- Быстрота реакции и обучаемости в некоторых сферах
- Развитое воображение
15. Прогноз при правильном подходе
При соблюдении рекомендаций и комплексном подходе симптомы гиперактивности у детей значительно уменьшаются к подростковому возрасту. Такие дети могут нормально социализироваться и развиваться.
При соблюдении рекомендаций и комплексном подходе симптомы гиперактивности у детей значительно уменьшаются к подростковому возрасту. Такие дети могут нормально социализироваться и развиваться.
16. Поддержка со стороны родственников
В воспитании гиперактивного ребенка важна поддержка со стороны близких родственников — бабушек, дедушек, теть и дядей. Они могут:
- Помогать с присмотром и уходом за ребенком
- Организовывать совместный активный досуг
- Поощрять старания ребенка
17. Взаимопомощь и поддержка родителей
Родители гиперактивных детей могут объединяться в сообщества для:
- Обмена опытом по воспитанию и развитию детей
- Организации совместных мероприятий и праздников
- Взаимопомощи и поддержки друг друга
18. Выбор хобби и дополнительных занятий
Для реализации энергии и способностей гиперактивного ребенка важно найти интересное для него хобби. Это могут быть:
- Занятия спортом
- Изучение иностранных языков
- Музыкальная или художественная школа
19. Перспективы трудоустройства в будущем
Благодаря своим особенностям гиперактивные люди могут преуспеть в таких сферах как предпринимательство, журналистика, работа спасателем.
Благодаря своим особенностям гиперактивные люди могут преуспеть в таких сферах как предпринимательство, журналистика, работа спасателем.
20. Выбор будущей профессии
При выборе профессии для гиперактивного подростка стоит обратить внимание на занятия, связанные с:
- Постоянным движением и активностью
- Разнообразием и частой сменой задач
- Творчеством и креативностью
Это поможет реализовать его потенциал и избежать потери мотивации из-за однообразия деятельности.
21. Преимущества во взрослой жизни
Гиперактивность, которая мешала в детстве, во взрослой жизни оборачивается рядом преимуществ:
- Энергичность и активная жизненная позиция
- Креативность и неординарность мышления
- Способность быстро принимать решения
22. Риски в период взросления
Если в детстве гиперактивность осталась некорректированной, то в подростковом и юношеском возрасте возникают риски:
- Асоциального и рискованного поведения
- Попадания под влияние деструктивных групп
- Наркотической или алкогольной зависимости
23. Профилактика рискованного поведения
Для предотвращения возможных негативных последствий важна своевременная диагностика, коррекция в детстве и внимание родителей к подростку.
Для предотвращения возможных негативных последствий важна своевременная диагностика, коррекция в детстве и внимание родителей к подростку.
24. Поддержка гиперактивных взрослых
Взрослые люди, сохранившие симптомы гиперактивности, нуждаются в поддержке со стороны:
- Родных и близких
- Друзей
- Коллег по работе
Им может помочь психологическая помощь в освоении навыков самоконтроля и управления временем.
25. Обращение к врачу во взрослом возрасте
Если симптомы гиперактивности сохранились во взрослом возрасте и мешают жизни, то рекомендуется:
- Проконсультироваться с психологом
- Обратиться к психиатру
- Пройти обследование и лечение
26. Медикаментозная терапия
Для коррекции гиперактивности у взрослых могут назначаться препараты, улучшающие работу головного мозга и повышающие концентрацию внимания.
27. Психологическая помощь
Коррекционные занятия с психологом или психотерапевтом также являются важным элементом лечения гиперактивности у взрослых.
Источник: fb.ru