Дети

Как помочь ребенку пережить кризис 6 лет

Кризис 6 лет — трудный период для ребенка и родителей. Как распознать симптомы? Какие изменения ждут семью? Что делать и чего не стоит? Узнайте в нашей статье. Мы расскажем, как пережить этот кризис с наименьшими потерями.

Причины и симптомы кризиса 6 лет у детей

В возрасте около 6 лет происходят значительные изменения в организме ребенка:

  • Ускоренный рост тела
  • Смена молочных зубов на постоянные
  • Бурное развитие головного мозга, особенно лобных долей, отвечающих за контроль поведения и планирование

Эти биологические процессы являются одной из причин кризиса 6 лет у детей. Кроме того, в этом возрасте происходит подготовка к новому этапу социализации — поступлению в школу. Ребенку предстоит кардинально сменить привычный уклад жизни и ведущий вид деятельности. Если раньше для него самым важным была игра, то теперь на первый план выходит учеба.

Все эти перемены нередко проявляются в поведении. Родители могут заметить следующие симптомы кризиса 6 лет у ребенка:

  • Кривлянье, манерность, паясничанье
  • Демонстративное непослушание, протестные реакции
  • Потеря непосредственности и интереса к играм
  • Перепады настроения, повышенная утомляемость
  • Помимо внешних проявлений, у ребенка возникают внутренние трудности с саморегуляцией, целеполаганием и планированием своих действий. Эти навыки только начинают формироваться, поэтому кризис 6 лет у мальчика или девочки — закономерное явление.

    Что чувствует ребенок во время кризиса?

    Давайте посмотрим, что происходит в душевном мире 6-7-летнего ребенка во время кризиса этого возраста.

    Взрослые не понимают, почему их послушный мальчик вдруг стал себя вести. Но еще больше их беспокоит, как же он будет слушать учителей в школе, если родные для него не авторитет.

    Из этой цитаты видно, что ребенок теряет ощущение безопасности и контроля над своей жизнью. Его пугают предстоящие перемены, о которых он знает очень мало. Он боится не справиться с новыми требованиями в школе и разочаровать родителей.

    Кроме того, у него возникает внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и боязнью потерять любовь семьи:

    В то же время дети боятся потерять любовь и принятие их семьи, если будут делать именно то, что хотят они сами.

    Такие противоречивые чувства могут привести к обостренному восприятию любой критики и замечаний. Ребенку кажется, что родители его не любят и не понимают. Это вызывает обиду и протест с его стороны.

    Влияние семейных отношений

    Кризис 6 лет часто отягощается проблемами внутри семьи. Например, излишняя критика и контроль могут еще больше подорвать веру ребенка в себя:

    Если в этот период родители меньше вмешивались в дела ребенка, передали ему ответственность за них, не «душили» гиперопекой, то тогда он взрослеет и становится сознательным.

    Поэтому очень важно сохранять эмоциональную близость и доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей, которые верят в него.

    Советы по общению с ребенком 6-7 лет:

    • Не критиковать резко, а тактично давать обратную связь
    • Делиться собственным опытом преодоления трудностей
    • Поощрять инициативу и самостоятельные решения

    Как помочь ребенку адаптироваться к переменам

    Чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, родителям стоит:

  • Постепенно вводить школьный режим дня
  • Записать на развивающие кружки и секции
  • Учить навыкам самоконтроля и рефлексии
  • Такой плавный и поступательный подход поможет подготовиться к переменам и воспринимать их как увлекательное приключение, а не пугающее испытание.

    Давайте разберем типичные сложности в поведении, с которыми сталкиваются родители 6-летних детей, и способы их преодоления.

    Капризы и истерики

    Частой реакцией на стресс и тревогу бывают срывы в виде слез, криков или даже агрессии. Чтобы справиться с ними, нужно:

    • Оставаться спокойными и избегать криков
    • Дать выплеснуть эмоции безопасным способом
    • Обнять и успокоить после, но не драматизировать ситуацию

    Развитие 6-7 летнего ребенка после кризиса

    После того как ребенок преодолевает наиболее острую фазу кризиса, у родителей появляется возможность наблюдать позитивные изменения в его развитии.

    Повышение самостоятельности

    Теперь, когда страхи отступили, малыш охотнее берет на себя новые обязанности, например:

    • Самостоятельно собирает портфель в школу
    • Помогает накрывать на стол или мыть посуду
    • Одевается и умывается без напоминаний

    Углубление познавательных интересов

    Учеба открывает целый мир новых знаний, который ребенок начинает активно исследовать:

  • Задает много вопросов о разных предметах и явлениях
  • С увлечением смотрит познавательные передачи
  • Читает детские энциклопедии и справочники
  • Формирование учебной мотивации

    Когда тревога спадает, проявляется внутренняя потребность ребенка включиться во взрослую жизнь и осваивать новые полезные навыки:

    • Старается хорошо выполнять домашние задания
    • Испытывает гордость от похвал учителя за старательность
    • Радуется отличным оценкам как показателю своих достижений

    Укрепление эмоциональных связей в семье

    Пережитые вместе трудности сближают родителей и детей. Ребенок чувствует, что его поддержали в сложный момент, поэтому:

    • Стал больше доверять родителям
    • Охотнее делится своими переживаниями
    • Обращается за советом в трудных ситуациях

    Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школьной жизни, родителям имеет смысл позаботиться о развитии определенных навыков.

    Развитие коммуникативных навыков

    Умение ладить с одноклассниками и учителями поможет почувствовать себя в школе комфортно:

    • Поощрять игры и общение со сверстниками
    • Учить решать конфликты мирным путем, без драк и оскорблений
    • Объяснить правила этикета и культуры общения

    Тренировка умения следовать правилам

    Привыкание к дисциплине и распорядку будет полезно в школе:

  • Регулярно выполнять домашние обязанности
  • Следить за соблюдением расписания и режима дня
  • Поощрять аккуратность и ответственность ребенка
  • Развитие навыков самоорганизации

    Формирование умения самому планировать свои дела и следить за их выполнением:

    • Завести еженедельник и отмечать задания
    • Учить рационально распределять время на подготовку уроков
    • Напоминать о необходимости собирать все нужные материалы для занятий

    Поддержка любознательности

    Живой интерес к происходящему вокруг облегчает восприятие нового материала:

    • Отвечать на детские вопросы, поощряя познавательную активность
    • Посещать музеи, выставки, другие познавательные мероприятия
    • Покупать книги и энциклопедии по темам, интересным ребенку

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Закрыть
    Закрыть