Нравственное воспитание дошкольников — это закладывание фундамента личности ребенка. Как правильно привить ребенку ценности, которыми он будет руководствоваться всю жизнь? Давайте разберемся.
Сущность нравственного воспитания
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс формирования морально-нравственных качеств личности. Это сложный педагогический процесс, включающий в себя:
- формирование системы этических знаний и представлений;
- воспитание моральных чувств;
- выработку навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание начинается с раннего детства, когда у ребенка только начинает формироваться личность. Дошкольный возраст — очень важный и ответственный этап становления человека. Именно в этом возрасте закладываются основы личности — характер, отношение к миру, ценности и убеждения.
Задачи нравственного воспитания дошкольников
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников:
- Формирование начал мировоззрения и нравственной позиции;
- Воспитание гуманного отношения к людям;
- Развитие нравственных чувств и норм поведения.
Более подробно задачи можно разделить на две группы:
- Формирование нравственных представлений и понятий; Воспитание нравственных чувств; Формирование привычек и норм нравственного поведения.
- Воспитание гуманности; Воспитание патриотизма; Воспитание трудолюбия; Воспитание коллективизма.
Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: игре, труде, обучении.
Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Компоненты нравственного качества
Любое нравственное качество включает в себя три основных компонента:
- Нравственные чувства и переживания;
- Привычки и нормы нравственного поведения;
- Нравственные представления и знания.
При формировании нравственного качества нужно воздействовать на все эти компоненты. Нельзя, например, привить ребенку нормы поведения, не формируя соответствующих чувств и представлений.
Механизм формирования нравственного качества
Механизм формирования нравственного качества можно представить так:
Нравственное качество = Знания и представления + Мотивы и отношение + Чувства + Навыки и привычки + Поведение и поступки
Знания и представления | Дают понимание сути качества |
Мотивы и отношение | Формируют желание овладеть качеством |
Чувства | Придают процессу личностную окраску |
Навыки и привычки | Закрепляют качество на практике |
Поведение и поступки | Проверяют устойчивость сформированного качества |
Таким образом, чтобы сформировать нравственное качество, нужно последовательно воздействовать на все компоненты по описанной схеме. Ни один из компонентов нельзя исключать или менять местами.
Формирование нравственных представлений и мотивации
Первым этапом является формирование нравственных представлений и мотивации. Ребенок должен понимать суть нравственного качества и осознавать необходимость его развития.
Например, прежде чем требовать от ребенка быть отзывчивым и помогать слабым, нужно сформировать у него представление о том, что такое отзывчивость, объяснить, почему важно помогать тем, кто слабее. Тогда у ребенка возникнет внутренняя мотивация к овладению этим качеством. Для формирования представлений используют:
- Беседы;
- Художественные произведения (сказки, рассказы);
- Анализ примеров из жизни.
Воспитание нравственных чувств и отношений
Следующий важный этап — формирование нравственных чувств и эмоционального отношения к моральным нормам. Это придает процессу личностный смысл для ребенка.
Например, нужно не просто объяснить, что нужно делиться и помогать другим детям. А воспитать такие чувства, как сострадание, сопереживание, отзывчивость. Тогда помощь другому станет для ребенка эмоциональной потребностью.
Формирование привычек нравственного поведения
Далее необходимо закрепить нравственные чувства и представления в конкретных формах поведения и поступках. То есть выработать полезные привычки.
Например, привычки здороваться, прощаться, благодарить. Эти простые по форме привычки несут глубокий нравственный смысл — уважение к людям, вежливость, тактичность.
Нравственное воспитание дошкольников на примере конкретной ценности
Рассмотрим формирование какого-либо конкретного нравственного качества у дошкольников по описанной схеме. Возьмем, к примеру, такое важное качество как трудолюбие.
Так поэтапно происходит усвоение базовой ценности — ценности труда, трудолюбия. То же самое можно применить для любого другого нравственного качества.
Роль взрослых в нравственном воспитании
В нравственном становлении ребенка огромную роль играет личный пример взрослых — родителей, воспитателей, педагогов. Дети копируют их поведение, ценности, реакции на различные ситуации.
Поэтому взрослый сам должен обладать теми нравственными качествами, которые стремится привить ребенку. И ребенок будет брать с него пример, даже если ему об этом не говорить.
Типичные ошибки взрослых
К сожалению, далеко не все родители и педагоги понимают важность нравственного воспитания. Рассмотрим типичные ошибки.
- Попустительство, вседозволенность;
- Чрезмерная строгость и авторитарность;
- Противоречивые требования от разных взрослых;
- Отсутствие личного примера;
- Формальное отношение к вопросам морали и нравственности.
Все эти подходы не приводят к положительному результату. Они формируют противоречивое, а порой и циничное отношение к моральным нормам.
Возрастные особенности нравственного развития
Необходимо учитывать возраст ребенка при выборе методов нравственного воспитания. Рассмотрим основные возрастные особенности.
В разные периоды разный упор нужно делать на те или иные компоненты нравственного воспитания.
Прогноз и рекомендации
Если уделять должное внимание нравственному воспитанию с раннего детства, можно заложить прочный фундамент нравственности на всю жизнь. Для этого важно:
- Серьезно и осознанно подойти к этому вопросу;
- Правильно расставлять приоритеты в воспитании;
- Быть последовательными и настойчивыми.
Тогда усилия обязательно принесут положительные плоды.
Методы нравственного воспитания дошкольников
Рассмотрим основные методы нравственного воспитания, применимые для дошкольников:
Все методы должны применяться в комплексе и взаимосвязи для достижения желаемого результата.
Критерии сформированности нравственных качеств
Как же понять, сформировано ли то или иное нравственное качество? Критерии:
- Ребенок объясняет значение качества;
- Эмоционально переживает по его поводу;
- Стремится к соответствующим формам поведения;
- Проявляет инициативу в нужных ситуациях.
Педагогические условия эффективности
Чтобы нравственное воспитание было по-настоящему эффективным, нужны определенные условия:
- Единство требований всех педагогов и родителей;
- Согласованность методов воздействия;
- Преемственность нравственного развития на всех этапах взросления.
Тогда заложенные с детства ценности сохранятся на всю жизнь.
Роль игры в нравственном воспитании
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому ее можно активно использовать для решения задач нравственного воспитания.
В игре у ребенка формируются:
- Коммуникативные навыки;
- Способность сопереживать и помогать;
- Представления о разных социальных ролях.
С помощью игры можно моделировать разные ситуации нравственного выбора, формируя нужные качества.
Использование художественных средств
Большой воспитательный потенциал несут в себе произведения художественной культуры:
- Сказки;
- Мультфильмы;
- Детская литература.
Яркие образы и сюжеты западают в душу ребенка, формируя ценностную парадигму.
Нравственное воспитание в повседневности
Процесс нравственного воспитания должен быть вплетен в повседневную жизнь ребенка. Любые режимные моменты и занятия можно использовать для решения соответствующих воспитательных задач.
Диагностика уровня нравственного развития
Для отслеживания динамики и корректировки воспитательного процесса необходима диагностика уровня развития нравственных качеств.
Основные диагностические методы:
- Наблюдение;
- Беседы с детьми;
- Опросы и тестирование.
Работа с родителями по нравственному воспитанию
Большое значение имеет взаимодействие педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания. Необходимо:
- Проводить тематические родительские собрания;
- Консультировать родителей по вопросам морального развития детей;
- Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе;
- Давать рекомендации по формированию нравственных качеств в семье.
Профилактика нравственной деформации
Необходимо своевременно выявлять и корректировать возможные нравственные проблемы в развитии ребенка:
- Проявления агрессии и жестокости;
- Эгоизм, нежелание делиться, помогать;
- Отказ от выполнения поручений, лени.
Для этого важно регулярное наблюдение и при необходимости — консультация детского психолога.
Зависимость результата от настроя взрослых
Хочется еще раз подчеркнуть, что успех нравственного воспитания во многом зависит от того, насколько сами взрослые осознают его важность и готовы приложить необходимые усилия.
Без внутренней убежденности педагога, его личной вовлеченности в этот процесс добиться высоких результатов не удастся.
Преодоление трудностей в нравственном воспитании
Процесс нравственного воспитания не всегда проходит гладко и сталкивается с определенными сложностями:
- Негативное влияние внешней среды;
- Отсутствие согласованности требований со стороны разных педагогов и родственников ребенка;
- Личностные особенности самого ребенка.
Чтобы преодолеть эти трудности, необходим комплексный подход:
Анализ результативности работы
Педагоги должны периодически анализировать эффективность проводимой работы по нравственному воспитанию:
- Анализ динамики развития отдельных нравственных качеств у детей за определенный период;
- Анализ типичных проблем в поведении;
- Корректировка планов и программ нравственного воспитания.
Такой анализ позволит выстраивать работу в соответствии с реальной ситуацией.
Источник: fb.ru