Дети

Капризные дети: как понять причины и справиться с этой проблемой

Капризные дети — явление довольно распространенное. Как и любое неконструктивное поведение, оно может породить массу проблем и стрессов как для родителей, так и для самих детей. В данной статье мы разберемся, откуда берутся детские капризы, по каким причинам обычно капризничают даже вполне адекватные дети, и главное — дадим рекомендации родителям о том, как сохранить собственное психическое здоровье и нормализовать поведение ребенка.

1. Физиологические причины детских капризов

Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют четко формулировать свои ощущения и потребности. Поэтому первопричиной капризов малышей часто являются какие-либо физиологические факторы:

  • Голод или жажда
  • Дискомфорт из-за намокшего памперса
  • Боли или неприятные ощущения в животе
  • Перегрев или озноб от холода

В таких ситуациях единственный доступный ребенку способ привлечь внимание взрослых — это заплакать и покапризничать.

У физически здорового ребенка наиболее частой причиной плохого самочувствия являются процессы газообразования в желудке и кишечнике.

Чтобы избежать подобных капризов, родителям в первую очередь следует обеспечить максимальный комфорт для малыша — регулярно кормить, менять памперсы, не перегревать и не охлаждать. Также полезно держать под рукой безопасные препараты для улучшения пищеварения на тот случай, если причина плача кроется именно в этом.

2. Возрастные особенности, влияющие на поведение детей

Помимо физиологических факторов, на поведение детей существенно влияют возрастные психологические особенности. Давайте рассмотрим наиболее ярко выраженные «капризные» периоды.

2.1. Кризис трех лет

В возрасте около трех лет у детей происходит переход от младенческой зависимости к ощущению себя как отдельной личности. Малыш активно изучает мир вокруг себя, и в этот период часто возникают конфликты с взрослыми из-за столкновения интересов и разного восприятия опасностей. Характерны фразы типа «Я сам!» и негативная реакция на любые запреты.

2.2. 5-7 лет — период осознанных манипуляций

К 5 годам дети уже достаточно хорошо владеют речью, чтобы объяснять свои желания и эмоции. Однако зачастую они используют эту способность для сознательного манипулирования родителями с целью получить желаемое (игрушку, разрешение погулять и т.д.)

2.3. Пубертатный период

Около 9-12 лет у ребенка резко усиливается стремление к независимости, что нередко проявляется в «бунтарском» поведении. Возникают сложности с подростковой дисциплиной, выполнением домашних обязанностей и т.д. Этот период требует особых подходов в воспитании.

3. Столкновение интересов родителей и детей как причина капризов

Еще одна распространенная причина детских истерик и капризов кроется в противоречиях между желаниями и потребностями детей и представлениями родителей о том, что правильно, а что нет. Рассмотрим основные варианты подобных конфликтов.

3.1. Конфликт между потребностями ребенка в развлечениях и ограничениями взрослых

Детям свойственно стремление к активным развлечениям и играм. Однако зачастую их интересы вступают в противоречие с представлениями родителей об опасности или дозволенности тех или иных занятий.

Примеры детских интересов Примеры родительских опасений
— кататься на велосипеде без поддержки
— играть в активные игры- залезать на деревья- кататься по лужам после дождя
— ушибы и травмы- испачканная и порванная одежда- простудные заболевания и т.д.

Категоричные родительские запреты часто провоцируют соответствующие капризы и истерики у детей.

3.2. Непонимание абстрактных понятий

В возрасте до 5-7 лет дети еще не могут в полной мере осознавать такие абстрактные понятия как:

  • Опасность
  • Боль
  • Ценность вещей
  • Деньги
  • И многие другие

И когда родитель говорит ребенку «Это плохо» или «Это опасно», не приводя конкретных доводов, это может восприниматься малышом как бессмысленный запрет, вызывающий протест и капризы.

3.3. Столкновение интересов из-за нагрузки на различные секции, кружки, занятия

Многие родители стремятся развить в ребенке как можно больше навыков, записывая его на всевозможные секции и развивающие занятия. Однако слишком плотный график вызывает у детей стресс и нежелание посещать очередные «обязаловки». Часто в такие моменты начинаются упрямство и капризы по утрам перед очередным кружком.

Родителям важно научиться прислушиваться к мнению и интересам ребенка, а не пытаться навязать ему свое видение.

3.4. Противоположность целей совместных занятий у родителей и детей (конфликт интересов)

Очень капризный ребенок нередко отказывается от предложений родителей позаниматься чем-то вместе — поиграть в шахматы, слепить поделку, пойти погулять. И дело тут не только в возможной усталости или нежелании.

Зачастую родители в таких ситуациях преследуют какую-то свою цель: например, развить у ребенка ловкость и внимательность или просто скоротать время. А вот цели и желания самого ребенка при этом не учитываются.

В результате у него пропадает мотивация, и он начинает сопротивляться, капризничать и даже хамить — часто неосознанно, просто потому, что чувствует: его пытаются «заставить».

4. Капризные дети — что это значит и как не допустить развития данной черты

Капризными называют детей, у которых подобные вспышки недовольства случаются слишком часто, и которые склонны манипулировать окружающими с целью добиться своих целей. Чаще всего появление такой черты связано с воспитанием.

Если родители регулярно идут на поводу у капризов, это закрепляется как эффективная модель поведения. А запреты и ограничения без объяснения их причин вызывают лишь протест и сопротивление.

Чтобы избежать формирования такой модели поведения, родителям важно придерживаться некоторых правил.

5. Установление границ

Для предотвращения закрепления капризов как успешной тактики следует устанавливать четкие границы дозволенного и придерживаться следующих правил:

5.1. Правило «один родитель — один ответ»

Мама и папа должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Если один родитель что-то запрещает или не разрешает, а другой потом «сдается» и идет на поводу у каприза, это только усугубляет ситуацию.

5.2. Почему важна твердая и последовательная позиция

Если родители то разрешают капризы, то запрещают одно и то же, это формирует у ребенка модель поведения:

  • Я плачу и капризничаю
  • Мне все-таки уступают
  • Значит, так действует!
  • Поэтому важно твердо и последовательно придерживаться разумных правил и рамок, не поддаваясь на шантаж.

    Учет интересов ребенка — залог отсутствия ненужных капризов

    Капризные дети часто возникают на ровном месте, когда взрослые навязывают ребенку занятия, которые ему неинтересны, или ограничивают со всех сторон, не оставляя ребенку «личного пространства».

    Если ребенок хочет кататься по лужам, а вы боитесь, что он простудится, можно:

    • Купить непромокаемые сапоги и разрешить такие игры
    • Объяснить, почему нельзя мочить обувь, и придумать альтернативу (например, поиграть в моряков и корабли, «плавая» по ковру)

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Закрыть
    Закрыть