Умение правильно держать пишущий инструмент является важным навыком для освоения письма. Многие родители сталкиваются с трудностями при обучении ребенка этому, пытаясь исправить неправильный захват ручки уже перед школой.
В данной статье мы разберем, как поэтапно сформировать у ребенка навык правильного удержания ручки с учетом возрастных особенностей развития мелкой моторики.
Важность правильного захвата ручки
Правильный захват ручки при письме имеет большое значение для формирования каллиграфического навыка у ребенка. От того, как ребенок держит ручку в руке, зависит не только красота почерка, но и скорость письма, а также утомляемость руки в процессе.
Существует несколько принципов правильного захвата ручки:
- ручку нужно держать тремя пальцами — большим, указательным и средним;
- указательный палец должен быть согнут в первом суставе и лежать на ручке сбоку;
- большой палец располагается с другой стороны ручки напротив указательного пальца.
Соблюдение этих принципов позволяет ручке лежать свободно в руке ребенка, не вызывая излишнего напряжения мышц. Кисть при этом может свободно двигаться, обеспечивая плавность линий при письме.
Этапы формирования захвата у ребенка
В возрасте от 3 до 5 лет у ребенка активно развивается мелкая моторика рук, необходимая для овладения навыком письма. Поэтому очень важно правильно подготовить руку ребенка к тому, чтобы он мог легко и естественно держать ручку при письме.
Процесс формирования захвата ручки проходит в несколько этапов:
- С 6 месяцев ребенок хватает предметы всей ладонью.
- К 1 году формируется «щипковый» захват большим и указательным пальцами.
- К 2-3 годам ребенок может брать мелкие предметы закругленными пальцами.
Постепенно ребенок учится контролировать движения пальцев и к 5 годам может правильно удерживать ручку тремя пальцами при рисовании и раскрашивании. Как научить ребенка держать ручку? В дошкольном возрасте важны игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Если к 5-6 годам ребенок все еще держит ручку неправильно, стоит начать целенаправленные тренировки, чтобы исправить захват перед началом обучения письму.
Упражнения для развития мелкой моторики
Для того, чтобы ребенок смог правильно держать ручку при письме, необходимо развивать мелкую моторику его рук. Существует множество игр и упражнений, которые помогут в этом:
- Игры с крупами и бусинками. Пересыпание, перекладывание, сортировка — отлично тренируют пальчики.
- Лепка из пластилина, теста, глины. Разминание, отщипывание мелких кусочков, раскатывание «шариков» и «колбасок» и т.д.
- Мозаика и конструкторы, особенно с мелкими деталями.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, крючков.
Также можно выполнять специальные упражнения:
- Сжимание в кулак и разжимание пальцев.
- Движения, имитирующие игру на пианино — «побегаем» пальчиками по столу.
- Поочередное загибание пальцев на руке.
- Катание между ладонями карандаша, мелкого мячика.
Полезно также рисование, раскрашивание, штриховка — любые занятия с карандашом или кистью. Главное — следить, чтобы ребенок держал карандаш правильно.
Как помочь ребенку 3-5 лет в формировании навыка
Ребенку 3-5 лет очень важно правильно сформировать навык держания ручки, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с письмом. Для этого родителям следует уделять особое внимание развитию мелкой моторики и координации движений пальцев руки:
Важно следить, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился и не наклонялся слишком низко к листу бумаги. Можно использовать небольшую подставку под ноги.
Важно поощрять стремление ребенка рисовать и не ругать за неаккуратность — со временем навык закрепится. Можно использовать специальные накладки на карандаш.
Рекомендации для детей 5-7 лет, готовящихся к письму
Дети 5-7 лет уже должны уметь правильно держать ручку при письме. Если этого навыка еще нет, то настала пора его формировать, ведь скоро предстоит пойти в школу и активно использовать это умение на уроках. Как научить ребенка правильно держать ручку к этому возрасту?
- Убедитесь, что ребенок прошел все этапы формирования захвата (ощупывание и мягкое сжимание предметов, захват двумя-тремя пальцами). Если нет — вернитесь к более простым упражнениям.
- Покажите, как именно нужно располагать пальцы на ручке и дайте попробовать самостоятельно.
- Используйте упражнения с перекладыванием мелких предметов (бусины, пуговицы и т.д.) — это поможет укрепить нужные группы мышц.
- Рисуйте и раскрашивайте с ребенком, обращая внимание на захват карандаша.
- Пишите вместе простые элементы (палочки, кружочки), контролируя положение руки.
К 5-7 годам ребенок уже достаточно сознателен, чтобы самостоятельно следить за тем, как он держит ручку. Поэтому главное — объяснить ему, зачем это нужно и показать правильный способ.
К 7 годам ребенок обязательно должен научиться правильно держать ручку, иначе возникнут сложности с каллиграфией и аккуратностью письма в школе. Будьте терпеливы и последовательны — и ваш малыш обязательно освоит этот навык!
Коррекция неправильного захвата ручки у ребенка
Если вы заметили, что ваш ребенок неправильно держит ручку при рисовании или письме, это повод обратить на это внимание и попытаться исправить. Как научить ребенка правильно держать ручку, если он уже привык хватать ее неверно?
Прежде всего, нужно понять, в чем именно заключается неправильный захват: сжимает всей ладонью, зажимает слишком сильно пальцами, неправильно располагает пальцы и т.д. Это поможет определить дальнейшую стратегию:
- Если ребенок сжимает ручку всей ладонью, возможно, проблема в недостаточном развитии мелкой моторики. Нужно вернуться к простым упражнениям с крупой, пластилином, мелкими игрушками.
- При чрезмерно сильном сжимании пальцев, скорее всего, присутствует излишнее мышечное напряжение кисти и предплечья. Покажите, как можно держать ручку свободнее, без лишних усилий.
- Если пальцы расположены неправильно, аккуратно переставьте их в нужное положение, объясните, почему так важно держать определенным образом.
- Используйте специальные приспособления (резинка на запястье, накладки на пальцы).
Коррекция не должна быть принудительной! Не заставляйте ребенка часами заниматься непривычным захватом, иначе это вызовет раздражение и нежелание что-либо делать руками. Пусть все происходит постепенно:
Источник: fb.ru